вторник, 18 июня 2019 г.

Готовность ребёнка к школе...


Завершение дошкольного периода и поступление в школу - это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников - общая задача и учителей, и психологов, и логопеда.
Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Переход из детского сада в школу - ответственный и сложный момент в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане, который от ребенка требует адаптации к новым условиям социального существования. При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка, на смену играм приходят ежедневные занятия, ведущей становится учебная деятельность.
Адаптация на начальном этапе обучения неизбежна, но одни дети успешно переживают ее, а у других данный процесс затягивается, порождая негативные явления.
Именно поэтому, во избежание негативных последствий, связанных с адаптацией детей к школьной жизни, в нашей школе учителя будущих первоклассников знакомятся с формами и методами работы в дошкольных учреждениях. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников даёт возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.
Для ее реализации в нашем учебном заведении разработана и воплощается в жизнь система работы по преемственности между дошкольным учреждением и школой, которая требует решения следующих задач:
1. Установление направлений работы между тремя составляющими: школа, сад и семья.
2.  Укрепление и развитие эмоционально положительного отношения ребенка к школе.
3.       Формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для успешной адаптации к начальной школе.
Подготовка к школе и что гораздо важнее всестороннее развитие ребенка - процесс, требующий пристального внимания и длительного времени.
Поставленные задачи требуют комплексного решения, и нами были определены три основные направления работы.
1.   Методическая работа.
2.   Работа с родителями.
3.   Работа с детьми.
Методическая работа заключается в разработке соответствующего методического обеспечения, подготовке и проведения экскурсий, беседы и игры о школе. Учителя и воспитатели делятся опытом друг с другом, рассказывают о результатах проводимой работы с детьми, занимаются разработкой рекомендаций, обсуждают нормативные документы. Методическая работа осуществляется через различные формы: проведение родительских собраний, консультаций, анкетирования родителей, тестирования дошкольников, консультации логопеда.
Учителя будущих первоклассников Андрющенко Л. Н., Луценко Н.Г., Салий Н.П. проводили с детьми подготовительные занятия, на которых в игровой и занимательной форме знакомили детей с правилами поведения в школе, старались привить ребёнку желание учиться. Дети на практике проживают ситуации из школьной жизни, приобретают коммуникативные умения, которые играют важную роль при вхождении ребёнка в незнакомый коллектив детей и взрослых.
Особое внимание при подготовке детей к школе мы уделяем работе с родителями. В нашем учреждении ведется тесное и активное сотрудничество с семьей с самого первого дня поступления ребенка в школу. Работа с родителями предусматривает поддержание и сохранение партнерских, конструктивных отношений.
На последнем занятии учителя выдали родителям памятки по подготовке ребёнка к школе, предложили список необходимых школьных принадлежностей.
В ноябре 2018 года в лицее проходил «Педагогический перекресток» - городской семинар учителей 4-х классов и воспитателей детсадов по теме «работа с родителями будущих первоклассников».
В феврале – марте  проходит «Университет родителей» будущих первоклассников, который проводят заместитель директора по УВР Максименко Т.Н., психологи Козюменко Т.В. и Васина А.А., логопед Жаркова Л.В. Встречи с родителями проходят параллельно с занятиями будущих первоклассников, что дополнительно мотивирует детей к школьному обучению. Курс рассчитан на 8-10 занятий.
Психологи проводят тестирование детей «Готовность ребенка к школе, есть ли у него интерес к обучению?»  
Для отслеживания результатов и проверки достоверности поставленной цели в начале учебного года психологами был подобран комплекс диагностических методик. Он включает в себя разделы по работе с воспитанниками и родителями.
Диагностический комплекс помогает выявить отношение ребенка к школе, его школьную мотивацию, коммуникативную культуру, т. е. умение осуществлять диалог со сверстниками и взрослыми, умение разрешать конфликты, договариваться. Особое внимание уделено выявлению тревожности детей перед поступлением в школу, в связи с тем, что это один из важных факторов, влияющих на адаптацию к школьной жизни.
Такая работа по преемственности определяет следующие результаты:
1)   повышается компетентность родителей;
2)     открытый диалог в рамках сотрудничества (родители - воспитатели - учителя);
3)   безболезненная адаптация детей в 1 классе;
4)   формирование мотивации детей;
5)   обеспечение равных стартовых возможностей;
6)   защищённость мира детства.
Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

















Комментариев нет:

Отправить комментарий