четверг, 9 ноября 2017 г.

Коммуникативный аспект обучения чтению

Согласно Государственному образовательному стандарту начального общего образования одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования является овладение навыками смыслового чтения.
Чтение учебного текста – одно из основных универсальных учебных действий. Практически все познавательные универсальные учебные действия так или иначе предполагают работу с текстом. Ознакомительное чтение позволяет находить информацию в разных источниках, аналитическое чтение – выявлять эксплицитную и имплицитную информацию. Выделение главного и второстепенного, обобщение и классификация, сравнение и аналогия – это не только логические операции, но и приёмы изучающего чтения. Для понимания учебного текста необходимо сформировать у учащихся следующие коммуникативные умения:

  • предугадывать содержание текста по заголовку и подзаголовку;
  • выделять ключевые слова и словосочетания;
  • вставлять в текст пропущенные слова, т.е. предугадывать содержание микротемы и определять логические связи между частями текста;
  • задавать вопросы к тексту и отвечать на них;
  • составлять план текста;
  • сжимать содержание текста до одного предложения.
Перечисленные умения являются сквозными, формируемыми на протяжении всего процесса обучения.
Чтение художественного текста – сложный и многогранный процесс. В процессе чтения происходит понимание чужой мысли и осознание собственной реакции на эту мысль, создание собственного текста, воссоздание художественного мира произведения на своём интеллектуально-чувственном уровне. В ходе чтения художественного текста выстраивается внутренний диалог с автором. Основной способ ведения такого диалога – медленное чтение.
Основные приёмы медленного чтения:
  • вычленение и интерпретация микроконтекстов (портреты, пейзажи, художественные детали, сны героя и т.п.);
  • формулирование общего смысла произведения – концепта;
  • рефлексия – осмысление своего понимания-непонимания;
  • перевод текста на другой язык – интерпретация (написание сочинения, инсценизация и т.п.).
Показателем уровня владения навыком чтения художественного текста можно считать умение отвечать на вопросы. При этом вопросы должны касаться разных типов информации: фактуальной (например, где и когда происходит действие?), концептуальной (например, какую роль играет пейзаж?), подтекстной (например, мог ли герой поступить иначе?).
Предлагаем педагогам начального общего образования ознакомиться с коммуникативными аспектами обучения чтению и контрольно-диагностическими материалами по чтению. Данный материал расположен на сайте отдела начального образования Донецкого РИДПО (http://nachalo2015.ucoz.com/) в разделе «Библиотека».
  
Кафедра дошкольного и начального образования
Отдел начального образования

Комментариев нет:

Отправить комментарий