ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Здоровьесберегающую технологию можно рассматривать как «сертификат» безопасности для здоровья и как совокупность принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии задачами здоровьесбережения. Надо отметить, что любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей, так же как и любые педагогические действия и влияние на ученика должны иметь в своей основе принцип здоровьесбережения.
Родоначальником введения такой педагогической категории как «здоровьесберегающие образовательные технологии» в практику образования является Смирнов Н. К., который утверждает, что здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как
- технологическую основу здоровьесберегающей педагогики,
- совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для здоровья,
- качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию их воздействия на здоровье ребенка и педагога.
Что касается научного определения здоровьесберегающих технологий как педагогической категории, то оно остается дискуссионным и на сегодняшний день. У разных авторов встречаются различные точки зрения и, соответственно, разные трактовки понятия здоровьесберегающие педагогические технологии. Мы с вами возьмем классическое определение по Смирнову Н.К.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ученика на всех этапах его обучения и развития.
Здоровьеформирующие образовательные технологии - это психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формированию представлений о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Создание здоровьесберегающей среды в образовательном процессе может рассматриваться в двух вариантах.
Первый вариант. Его реализация предполагает выявление факторов, оказывающих или способных оказать вредное воздействие на физическое, психическое (психологическое), репродуктивное, духовно-нравственное здоровье личности, и в дальнейшем, устранение этих факторов или смягчение их воздействия на учащихся и педагогов.
Но такой подход не совсем соответствует стратегическим принципам здоровьесбережения, потому что просто выполняет роль своего рода щита от негативных воздействий.
Второй вариант предусматривает содействие процессам формирования адаптационных ресурсов ребенка, его возможностям противостоять негативному воздействию окружающей среды – как природной, так и социальной – и решается средствами доступными образовательным учреждениям – обучением, воспитанием, содействием развитию личности.
Тогда определение здоровьесберегающих образовательных технологий можно рассматривать как
совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только защищающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у участников педагогического процесса культуры здоровья.
Когда речь идет о здоровьесберегающих педагогических технологиях, то некоторые авторы выделяют так называемые «секреты» здоровьесбережения, которые должны быть в поле зрения каждого учителя для того, чтобы педагогический процесс был действительно здоровьесберегающим.
Секрет технологичности – создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методов возможно только при наличии единства целей, задач, принципов организации учебной деятельности.
Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего педагогического пространства – в профессионализме всех работающих в образовательном учебном заведении педагогов.
Секрет доброты – необходимо дарить доброту ученикам, чтобы они потом сами стали дарить тепло и позитивность окружающим.
Секрет успеха – умение находить поводы для радости всегда, как бы не было тяжело в жизни и готовность дарить радость себе и другим.
Секрет результативности – в целенаправленном воспитании культуры здоровья учащихся, развитие способностей и умений заботиться о собственном здоровье.
Секрет истинности – интуитивное ощущение непротиворечивости того, что делается Вами в образовательном процессе.
Задача здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет свидетельством умения заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания ДРИДПО
Комментариев нет:
Отправить комментарий