среда, 23 августа 2017 г.

Кейс-метод

Важным этапом в процессе выработки системного мышления учителя начальных классов является использование технологий кейс-метода.
Кейс (ситуация) – совокупность условий и обязательств, описывающих совершенно конкретно реальную обстановку в рассматриваемый период.

Задача «преподавателя» (методиста, руководителя МО, ТГ, ШППО и т. д.) состоит в подборе соответствующего реального материала, а «ученики» (учителя начальных классов в нашем случае) должны предложить решение поставленной проблемы.
! Возможны различные решения проблемы.
! Роль «преподавателя» состоит в направлении беседы или дискуссии, например с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении «учеников» отказаться от поверхностного мышления, периодически он может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты и делать ссылки (на литературу, интернет).
Таблица 1. Подготовка и обучение на основе кейс-метода

Фаза работы
Действия преподавателя
Действия «ученика»


До занятия
1.Подбирает кейс.
2.Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки «учеников».
3.Разрабатывает сценарий занятия.
1.Получает кейс и список рекомендуемой литературы.
2.Индивидуально готовится к занятию.



Во время занятия
1.Организует предварительное обсуждение кейса.
2.Делит группу на подгруппы.
3.Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями.
1.Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.
2.Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие.
3.Принимает решение или участвует в его принятии.
После занятия
1.Оценивает работу.
2.Оценивает принятые решения и поставленные вопросы.
1. Составляет письменный отчет о занятии по данной теме.

Метод-кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления.
Таблица 2. Методическая база кейс-стади

Метод, интегрированный в кейс-стади
Характеристика роли метода в
кейс-стади
Моделирование
Построение  модели ситуации
Системный анализ
Системное представление и анализ ситуации
Мысленный эксперимент
Способ получения знания о ситуации посредством ее мысленного преобразования
Методы описания
Создание описания ситуации
Проблемный метод
Представление проблемы, лежащей в основе ситуации
Метод классификации
Создание упорядоченных перечней свойств, сторон, составляющих ситуации
Игровые методы
Представление вариантов поведения героев ситуации
«Мозговой штурм»
Генерирование идей относительно разрешения проблем, описанных в ситуации
Дискуссия
Обмен мнениями по поводу проблемы и путей ее решения

Компетенции, которые «ученики» приобретают в процессе кейс- стади, можно определить следующим образом:
  умение оценить ситуацию;
  умение выбрать и организовать ключевую  информацию;
  умение правильно формировать запросы;
  умение определять проблемы и возможности;
  умение прогнозировать пути развития ситуации;
  умение взаимодействовать с другими;
  умение принимать решения в условиях неопределенности;
  умение критиковать;
  умение конструктивно реагировать на критику;
  умение проанализировать ситуацию, осуществить диагностику проблем;
  умение идентифицировать ключевые  показатели;
  умение заполнять «пробелы» в данных;
  умение предвидеть развитие  ситуации;
  умение оценить последствия предлагаемых решений;
  умение подготовить информацию для принятия управленческого решения.
Общая структура включает в себя следующие элементы:
1.     Введение, где дается краткое изложение ситуации; проблемы и задачи, которые должны быть затронуты в ситуации.
2.     Описание ситуации на определенный период времени.
3.     Приложения к ситуации (дополнительные практические материалы, статьи и т. д.).
4.     Постановка проблемы.
Организация обучения на основе кейс-стади включает в себя следующие процедуры.
1.   Объявление темы. Кейс-стади может предполагать предварительную подготовку к выполнению кейса со стороны «учеников». В этом случае дата, тема кейс-стади и соответствующее задание на подготовку даются заранее, как минимум за неделю до предполагаемой даты проведения кейс-стади.
2.   Формирование рабочих групп для выполнения кейс-стади. Состав и величина рабочей группы зависят от сложности задания, целей кейс- стади, времени на выполнения кейса и т.п. Возможны ситуации, когда рабочие группы не выделяются, а обсуждение кейса является общегрупповым, охватывающим всех участников. Кроме того, возможна индивидуальная работа над кейсом. Если формируются рабочие группы, то в каждой группе выбирается лидер (модератор), отвечающий за проведение кейса.
3.   Выдача заданий и обсуждение целей и задач кейса.
4.   В ходе работы над кейсом «преподаватель» выполняет координирующие функции, выступая, если это необходимо, консультантом по организационным вопросам.
         В ходе выполнения кейса можно использовать следующие методы группового обсуждения: мозговой штурм; морфологический анализ; синектический анализ [Багиев, 2001].
Правила мозгового штурма:
–       любая возникшая идея, неважно насколько она осуществима, должна быть выслушана;
–       любой может высказать одну или несколько идей одновременно, чтобы не заблокировать свою фантазию;
Правила морфологического анализа:
–       рассматриваемую проблему необходимо разложить на ряд системных элементов;
–       элементы, выделенные для анализа, распределятся между участниками обсуждения;
–       предлагаемые поэлементные решения состыковываются в единую логическую цепочку или представляются в виде матрицы решений;
–       обсуждается в целом предлагаемое решение проблемы, а в случае необходимости выбора из альтернативы или ранжирования, используется метод парного  сравнения;
–       согласованное решение с учетом возможных корректировок представляется для обсуждения по окончании работы над темой занятий.
Правила синектического анализа:
–       модератор подгруппы представляет  проблему;
–       проблема анализируется с использованием мозговой атаки либо морфологического метода;
–       делается попытка привлечь к рассмотрению данной темы известные аналоги и вспомнить, каким образом решались там похожие проблемы;
–       известные решения проецируются на решение  поставленной  цели;
–       окончательно формулируется мнение подгруппы для доклада результатов по итогам работы над темой.
         Оценка результатов выполнения кейса базируется на трех элементах:
1.      Мнение преподавателя о результате  работы.
2.      Самооценка (если предусмотрена данная форма итогового контроля, «ученики» должны получить анкету или опросный лист для самооценки).
3.      Взаимное оценивание выступлений и презентаций (в этом случае  выдается оценочный лист).

         

Комментариев нет:

Отправить комментарий