Одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с Государственным образовательным стандартом начального общего образования является овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Как сформулировать корректную цель? Как грамотно выстроить процесс целеполагания, чтобы по его завершении получить законченную формулировку цели, отвечающей всем необходимым требованиям? Всё это можно сделать, используя технику целеполагания или метод SMART (smart – с английского – умный). Суть метода заключается в формулировании цели на основании определённых критериев, использование которых определяет корректность и дееспособность получившейся формулировки. Критерии SMART:
- S – Specific (Конкретная). Цель должна быть предельно чёткой, точной, конкретной, не допускающей её двойной трактовки.
- М – Measurable (Измеримая). Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев.
- А – Achievable (Достижимая). Цель должна быть достижимой с учётом внешних возможностей и рисков, а также ресурсов.
- R – Relevant (Уместная). Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны соответствовать Вашим потребностям и (или) потребностям Ваших обучающихся.
- Т – Time-limited (Ограниченная во времени). Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Точно определите время или период достижения выбранной цели.
Для того чтобы цели преподавателя стали целями обучающихся, необходимо формировать данный навык используя приёмы целеполагания. Все приёмы целеполагания можно представить в двух группах: визуальные и аудиальные. К визуальным относятся: «Тема-вопрос», «Работа над понятием», «Ситуация яркого пятна», «Исключение», «Домысливание», «Проблемная ситуация», «Группировка». Среди аудиальных приёмов целеполагания наиболее эффективны: «Подводящий диалог», «Собери слово», «Исключение», «Проблема предыдущего урока».
Предлагаем педагогам ознакомиться с технологией образовательного целеполагания на сайте отдела начального образования Донецкого РИДПО (http://nachalo2015.ucoz.com/) в разделе «Освоение нового инновационного инструментария конструирования урока» и на сайте интернет-журнал «Эйдос» (http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm).
Кафедра дошкольного и начального образования ДРИДПО
Отдел начального образования ДРИДПО
Комментариев нет:
Отправить комментарий