Реализуя Государственный образовательный стандарт начального общего образования, каждый учитель начальных классов задает себе вопрос: как научить младших школьников учиться, как обучить их деятельности, сформировать личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия (УУД).
Одним из эффективных средств формирования УУД является использование интерактивных образовательных технологий. Ярким примером таких технологий является педагогическая мастерская.
Педагогическая мастерская – это такая форма, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. Мастерские могут быть разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет общий алгоритм: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, творчество, рефлексия.
Системообразующим элементом мастерских является проблемная ситуация, призванная создать такое эмоционально-психологическое состояние ученика, которое заставило бы его захотеть открыть новые знания. Данный процесс в мастерской называется индукцией, или индуктором. Индуктор настраивает каждого ученика на саморазвитие, мотивирует его.
Самоконструкция – это индивидуальное создание чего-либо (определения, правила, текста). Самоконструкция, так же как и индуктор, позволяет развивать личностные УУД.
После индивидуальной работы организуется сотрудничество обучающихся. Сотрудничая группы должны найти способ решения учебной задачи. Обсуждение, построение, создание результата группой есть социоконструкция. Работа в группах – основа для формирования коммуникативных УУД. Кроме того, работа в группе легко выводит обучающихся на самооценку, самокоррекцию, помогает осмыслить учебные действия.
Следующий этап мастерской – социализация – выступление ученика в группе, переход опыта от одной группы к другой.
Наиболее важный элемент мастерской – это разрыв, который может проявляться на разных этапах мастерской. «Разрыв – это внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к поиску ответа». Благодаря чему у школьников формируются регулятивные УУД.
Апофеозом мастерской называют этап творчества. Все предыдущие этапы мастерской направлены на то, чтобы подключить воображение школьников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы.
Заключительным этапом мастерской является рефлексия. Это критический анализ всей проделанной работы. Именно рефлексия как условие развития самооценки способствует формированию регулятивных и коммуникативных действий у младших школьников.
Предлагаем педагогам начального общего образования ознакомиться с технологией творческой мастерской. Материал расположен на сайте отдела начального образования Донецкого РИДПО (http://nachalo2015.ucoz.com/) в разделе «Инновационные интерактивные формы работы».
Кафедра дошкольного и начального образования ДРИДПО
Отдел начального образования ДРИДПО
Комментариев нет:
Отправить комментарий