Каковы особенности организации экскурсии в природу?
Искреннее изумление перед открывшейся тайной природы – могучий толчок для стремительного потока мысли.
В.А. Сухомлинский
В.А. Сухомлинский
Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Когда в экскурсиях принимает участие весь класс и материал экскурсии тесно связан с программным материалом, она становится формой общеклассной работы. В этом случае она входит в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Кроме того, экскурсия может быть формой внеклассной работы.
Организация каждой экскурсии включает в себя три этапа:
- Подготовка к ней учителя и учащихся.
- Проведение экскурсии.
- Оформление полученного материала.
Подготовка учителя к проведению учебной экскурсии в природу включает:
- Формулировку цели и задачи экскурсии.
- Выбор маршрута, ознакомление с ним на местности, изучение природы района экскурсии и его достопримечательностей.
- Определение количества и местоположения остановок во время экскурсии, составление индивидуальных и бригадных домашних заданий.
- Отбор содержания и методов подготовки учащихся к экскурсии.
- Определение возможностей использования материалов экскурсии на уроках.
Формируя цель и задачи экскурсии, учитель исходит прежде всего из требований школьной программы. Необходимо учитывать время проведения экскурсии, так как этим определяется подготовленность учащихся к самостоятельной работе при выполнении практических заданий, а также возможность сбора краеведческого материала для тем курса, подлежащих изучению в дальнейшем.
Для проведения экскурсии в природу выбирается район, расположенный вблизи школы и знакомый учащимся.
На экскурсии надо стремиться к тому, чтобы как можно меньше рассказывать и как можно больше показывать, заставлять детей мыслить и делать соответствующие выводы. Таким образом, экскурсия станет новой формой работы.
Методика проведения учебной экскурсии зависит от её цели и задач, которые ставит учитель, от выбранных для изучения краеведческих объектов. К организации учебных экскурсий предъявляется некоторые общие требования:
- Вводная беседа учителя. Её начинают с обзора окружающей местности (напоминание учащимся цели и задачи экскурсии), краткой характеристики природных особенностей местности и отдельных краеведческих объектов. Учитель рассказывает, как выделить простейшие природные комплексы или объекты и дать им характеристику, повторяет методику их описания в дневнике, напоминает правила поведения в природе.
- Самостоятельная работа бригад (звеньев) по изучению природных объектов по намеченному плану (каждая бригада изучает отдельный объект или все звенья идут по замкнутому полигону от объекта к объекту).
- Заключительная беседа, на которой обобщаются результаты наблюдений и проведённых исследований, проверяется правильность выполнения заданий, напоминается ход выполнения работы дома: оформление собранных материалов, завершение записей в дневниках, оформление отчётов – индивидуальных и всей бригады (звена).
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин ДРИДПО
Отдел естественных дисциплин ДРИДПО
Комментариев нет:
Отправить комментарий