Важным этапом в процессе выработки системного мышления учителя начальных
классов является использование технологий
кейс-метода.
Кейс (ситуация) – совокупность
условий и обязательств, описывающих совершенно конкретно реальную обстановку в
рассматриваемый период.
Задача
«преподавателя» (методиста, руководителя МО, ТГ, ШППО и т. д.) состоит в
подборе соответствующего реального материала, а «ученики» (учителя начальных
классов в нашем случае) должны предложить решение поставленной проблемы.
! Возможны
различные решения проблемы.
! Роль
«преподавателя» состоит в направлении беседы или дискуссии, например с помощью
проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении «учеников»
отказаться от поверхностного мышления, периодически он может обобщать,
пояснять, напоминать теоретические аспекты и делать ссылки (на литературу, интернет).
Таблица 1.
Подготовка и обучение на основе кейс-метода
Фаза работы
|
Действия
преподавателя
|
Действия «ученика»
|
До
занятия
|
1.Подбирает кейс.
2.Определяет
основные и вспомогательные материалы для подготовки «учеников».
3.Разрабатывает
сценарий занятия.
|
1.Получает кейс
и список рекомендуемой литературы.
2.Индивидуально готовится
к занятию.
|
Во
время занятия
|
1.Организует
предварительное обсуждение кейса.
2.Делит группу
на подгруппы.
3.Руководит
обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями.
|
1.Задает
вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.
2.Разрабатывает
варианты решений, слушает, что говорят другие.
3.Принимает
решение или участвует в его принятии.
|
После
занятия
|
1.Оценивает
работу.
2.Оценивает
принятые решения и поставленные вопросы.
|
1.
Составляет письменный отчет о занятии по данной теме.
|
Метод-кейсов
способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы,
выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления.
Таблица 2. Методическая база кейс-стади
Метод,
интегрированный в кейс-стади
|
Характеристика
роли метода в
кейс-стади
|
Моделирование
|
Построение модели ситуации
|
Системный
анализ
|
Системное представление и анализ ситуации
|
Мысленный
эксперимент
|
Способ получения знания о ситуации посредством
ее мысленного преобразования
|
Методы
описания
|
Создание описания ситуации
|
Проблемный
метод
|
Представление проблемы, лежащей в
основе ситуации
|
Метод
классификации
|
Создание упорядоченных перечней
свойств, сторон, составляющих ситуации
|
Игровые
методы
|
Представление вариантов поведения
героев ситуации
|
«Мозговой
штурм»
|
Генерирование идей относительно
разрешения проблем, описанных в ситуации
|
Дискуссия
|
Обмен мнениями по поводу проблемы и
путей ее решения
|
Компетенции, которые «ученики»
приобретают в процессе кейс- стади, можно определить следующим образом:
–
умение оценить
ситуацию;
– умение выбрать и
организовать ключевую информацию;
–
умение правильно
формировать запросы;
– умение
определять проблемы и возможности;
– умение
прогнозировать пути развития ситуации;
– умение
взаимодействовать с другими;
– умение принимать
решения в условиях неопределенности;
–
умение критиковать;
– умение конструктивно
реагировать на критику;
– умение
проанализировать ситуацию, осуществить диагностику проблем;
–
умение
идентифицировать ключевые показатели;
– умение заполнять
«пробелы» в данных;
– умение предвидеть
развитие ситуации;
– умение оценить
последствия предлагаемых решений;
– умение
подготовить информацию для принятия управленческого решения.
Общая
структура включает в себя следующие элементы:
1.
Введение,
где дается краткое изложение ситуации; проблемы и задачи, которые должны быть
затронуты в ситуации.
2.
Описание
ситуации на определенный период времени.
3.
Приложения
к ситуации (дополнительные практические материалы, статьи и т. д.).
4.
Постановка
проблемы.
Организация
обучения на основе кейс-стади включает в себя следующие процедуры.
1. Объявление темы. Кейс-стади может
предполагать предварительную подготовку к выполнению кейса со стороны «учеников».
В этом случае дата, тема кейс-стади и соответствующее задание на подготовку
даются заранее, как минимум за неделю до предполагаемой даты проведения
кейс-стади.
2. Формирование рабочих групп для выполнения
кейс-стади. Состав и величина рабочей группы зависят от сложности задания,
целей кейс- стади, времени на выполнения кейса и т.п. Возможны ситуации, когда
рабочие группы не выделяются, а обсуждение кейса является общегрупповым,
охватывающим всех участников. Кроме того, возможна индивидуальная работа над
кейсом. Если формируются рабочие группы, то в каждой группе выбирается лидер
(модератор), отвечающий за проведение кейса.
3. Выдача заданий и обсуждение целей и задач
кейса.
4. В ходе работы над кейсом «преподаватель»
выполняет координирующие функции, выступая, если это необходимо, консультантом
по организационным вопросам.
В
ходе выполнения кейса можно использовать следующие методы группового
обсуждения: мозговой штурм; морфологический анализ; синектический анализ
[Багиев, 2001].
Правила
мозгового штурма:
– любая
возникшая идея, неважно насколько она осуществима, должна быть выслушана;
– любой
может высказать одну или несколько идей одновременно, чтобы не заблокировать
свою фантазию;
Правила
морфологического анализа:
– рассматриваемую
проблему необходимо разложить на ряд системных элементов;
– элементы,
выделенные для анализа, распределятся между участниками обсуждения;
– предлагаемые
поэлементные решения состыковываются в единую логическую цепочку или
представляются в виде матрицы решений;
– обсуждается
в целом предлагаемое решение проблемы, а в случае необходимости выбора из
альтернативы или ранжирования, используется метод парного сравнения;
– согласованное
решение с учетом возможных корректировок представляется для обсуждения по окончании
работы над темой занятий.
Правила
синектического анализа:
– модератор
подгруппы представляет проблему;
– проблема
анализируется с использованием мозговой атаки либо морфологического метода;
– делается
попытка привлечь к рассмотрению данной темы известные аналоги и вспомнить,
каким образом решались там похожие проблемы;
– известные
решения проецируются на решение поставленной цели;
– окончательно
формулируется мнение подгруппы для доклада результатов по итогам работы над
темой.
Оценка результатов выполнения кейса базируется на
трех элементах:
1. Мнение
преподавателя о результате работы.
2. Самооценка
(если предусмотрена данная форма итогового контроля, «ученики» должны получить
анкету или опросный лист для самооценки).
3. Взаимное
оценивание выступлений и презентаций (в этом случае выдается оценочный лист).
Комментариев нет:
Отправить комментарий